Физактивность
September 20, 2024

Углеводная загрузка и питание на гонке

Обещал вести конспекты с обучения в Trisystem «Цикл онлайн-лекций по спортивной науке и нутрициологии для любителей триатлона, велоспорта и бега». И сегодня хочу поделиться с вами выжимкой из первой лекции Углеводная загрузка и питание на гонке.

Дисклеймер! Все авторские права на изображения и другую информацию являются собственностью Trisystem. Здесь они представлены в образовательных целях.

О чем сегодня поговорим:

  1. Как питаться за неделю, за день и в день гонки.
  2. Как избежать дегидратации.
  3. Сколько принимать электролитов и надо ли вообще.

Погнали!

Основные проблемы, связанные с питанием в гонках на выносливость

Потеря энергии:

  • недостаточно энергии на старте гонки;
  • недостаточное питание во время гонки.

Гидратация:

  • недостаточное потребление жидкости;
  • избыточное потребление жидкости.

Проблемы с пищеварением:

  • связанные с питанием;
  • связанные с другими причинами.

Про гликоген и его уровень в организме

Запасы углеводов в организме в виде гликогена: в печени до 160 г и в мышцах от 300 до 700 г. Уровень зависит от тренированности и питания.

Соотношение доли липидов и углеводов в энергообеспечении работы. Пример реального спортсмена:

Важно понимать, что расход углеводов может быть выше чем их потребление во время гонки. Так как усвоение лимитировано и обычно упирается в 200 г в час.

Количеством гликогена можно управлять. Это хорошо показывают исследования его уровня:

У женщин чаще наблюдается меньшая способность усваивать углеводы из питания на гонке. У мужчин такое тоже бывает, но реже.

Углеводная загрузка или питание в последнюю неделю

Имеет смысл в двух случаях:

  1. Если вы участвуете в соревнованиях длительностью более 90 минут.
  2. Если вы не сидите на кето-диете.

Какой можно ожидать эффект:

  • на 20% снижается чувство усталости;
  • на 2-3% улучшается результат. Например, если ожидаемое время марафона 4 часа, то это даст эффект со снижением ожидаемого времени до 3 ч 55 минут. Если ожидаемое время — 3 часа, то эффект — 2 ч 56 минут.

Как проводить углеводную загрузку?

Существуют разные модели. Обычно выделяют классическую и современную:

Классическая модель: почти полное исключение углеводов из питания в первые 3 дня, затем потребление большого количества углеводов с пищей за 3 дня до старта. При этом тренировки сводятся к минимуму. Самая эффективная модель по количеству гликогена в научных исследованиях, но не на практике. Почему так? В ней есть много минусов:

  • чрезвычайно истощающие тренировки за неделю до старта для опустошения депо гликогена;
  • отсутствие тренировок или минимальный объем на неделе старта. Это негативно сказывается на результате;
  • огромный дополнительный стресс для организма из-за отсутствия углеводов в питании. При этом в последние три дня можно переедать, что тоже негативно скажется на выступлении.

Поэтому тренеры начали адаптировать эту модель. В итоге появилась современная модель, которая позволяет повысить уровень гликогена и избежать минусов классической модели. Можно сказать, что это оптимизация углеводной загрузки:

  • прием углеводов максимален в два последних дня, но они не исключаются в предыдущие дни;
  • тренировки остаются, но объем снижает на 40-50% при поддержании интенсивности;
  • количество углеводов в пище подстраивается под интенсивность тренировки.

Важно! Углеводная загрузка это не обжиралово с резким увеличением порции в целом. Вот так делать е надо:

Как надо делать:

Увеличиваем количество углеводов, но возможно даже снижаем количество клетчатки, белка и жиров.

Углеводная загрузка за 1-2 дня до старта

  • 6-10 г/кг/день углеводов;
  • 1-1,5 г/кг/день белков;
  • 0,5-1 г/кг/день жиров.

То есть именно углеводы должны составлять около 80% от всей калорийности рациона. Углеводную загрузку как и все другое лучше опробовать на тренировках.

На практике бывает, что любители мало едят в жизни углеводов. Поэтому им бывает сложно выйти на целевой диапазон по потреблению.

Важно! Что если в привычной жизни человек есть 2 г/кг/день углеводов, то повышение даже до уровня 4 г/кг/день углеводов, то это уже будет углеводной загрузкой. Не обязательно целится в максимум.

Сколько длится эффект углеводной загрузки? При отсутствии длительных или интенсивных тренировок эффект сохраняется от 3 до 5 дней. То есть если старт в воскресенье, то можно загрузиться в четверг-пятницу, а в субботу питаться как обычно.

После углеводной загрузки вес должен вырасти на 1-2 кг. Это связано с тем, что 1 г углеводов задерживает 2,7 г воды. Это не страшно. Это физиология.

Резюме

  • Углеводная загрузка имеет смысл при длительности соревнований более 90 минут. Если гонка менее 90 минут, то питайтесь, как обычно или немного увеличьте потребление углеводов
  • Важна умеренность. Повышайте потребление углеводов за несколько дней до старта и снижайте тренировочную нагрузку.
  • Не переедайте. Углеводная загрузка не значит переедание.
  • Ешьте привычную пищу, не экспериментируйте.
  • Спланируйте углеводную загрузку и опробуйте на тренировках.

Питание в день гонки

Что важно учесть:

  • приоритет — углеводы. По возомжности привычные. То есть если вы привычно едите овсянку, то просто надо будет съесть увеличенную порцию;
  • в завтраке не должно быть много клетчатки, так как она замедляет всасывание углеводов;
  • белки, жиры, молочные продукты — все это вторично.

Питание за 2-4 часа до старта (не все сразу):

  • медленные углеводы;
  • немного протеинов, например, одно яйцо;
  • немного быстрых углеводов;
  • 500-1000 мл жидкости.

Рекомендуемый объем углеводов в зависимости от того, сколько времени осталось до старта:

  • 1 час до старта - не рекомендуется. Но если приходится, то 1 г/кг углеводов;
  • 2 часа до старта - 2 г/кг углеводов;
  • 3 часа до старта - 3 г/кг углеводов;
  • 4 часа до старта - 4 г/кг углеводов.

Важно! Это не ступенчатое наедание 3 часа подряд, а вы едите 1 раз, определяя количество углеводов в зависимости от времени до старта гонки.

Прием углеводов можно разбить. Например, поесть за 4 часа, а затем за 2 часа. Тут придется принять факт, что оптимальный алгоритм вы найдете путем проб и ошибок. Поэтому пробуйте на тренировках, а не перед ответственным стартом.

Есть меньше чем за час до гонки не рекомендуется, особенно перед короткими стартами. Это связано с тем, что уровень глюкозы может на короткое время снизится ниже обычного уровня. В итоге: повышение уровня субъективной нагрузки.

Как избежать проблем с ЖКТ:

  • ограничить потребление белков, жиров, клетчатки, фруктозы и молочных продуктов;
  • не пробовать ничего нового;
  • избегать обезболивающих и противовоспалительных препаратов: аспирин, ибупрофен и т.д.;
  • потреблять достаточное количество жидкости;
  • только в крайних случаях использовать смекту, полисорб, энтеросгель и другие аналогичные средства.

Резюме

  • За 2 дня до гонки повышайте потребление углеводов до 6-10 гр/кг в сутки;
  • На завтрак перед гонкой съешьте 100-200 гр углеводов;
  • За 10 минут до старта съешьте гель;
  • Не забывайте пить воду. Не пейте ее по возможности за час до старта, чтобы успеть сходить в туалет;
  • Не пробуйте ничего нового - практикуйте!
  • Найдете то, что подходит вам.

Питание на гонке

Чем больше углеводов мы потребляем на гонке, тем лучшего их эффекта на результат мы можем ожидать:

Когда и сколько употреблять углеводов?

Схема из шикарной Mysportscienceacademy.com (рекомендую всем, кто интересуется спортивной нутрициологией):

Не все углеводы одинаковые. Базово их можно разделить на две группы: простые и сложные.

Максимальная скорость усвоения одного типа углеводов — около 60 г в час, т.е. 1 г в минуту. Этот лимит связан с ограниченным числом белков-транспортеров в кишечнике, которые переносят углеводы в кровь. У глюкозы и фруктозы разные транспортеры, поэтому в гелях часто они идут в сочетании друг с другом, позволяя повысить общее число усваиваемых углеводов за единицу времени

Порог усвоения у всех разный. Но видимо максимальное адекватное значение потребления — 120 г в час. Кто-то может есть больше, но это не будет приводить к эффекту, так как видимо процент усвоения снижается. Для большинства людей адекватный лимит — 90 г углеводов в час.

Для оптимального потребления углеводов гели предпочтительнее батончиков. Последними можно разбавлять, но лучше сфокусироваться на гелях.

Если вы никогда не ели углеводы, не стоит сразу стараться попасть в максимум. Это надо тренировать и пробовать на тренировках.

Вода и электролиты (изотоники)

Как понять что пора пить:

  • на гонках до 5-ти часов можно пить или когда почувствуешь жажду, или по графику;
  • на гонках более 5-ти часов, особенно в жаркую погоду, предпочтительнее пить до того, как появится чувство жажды.

За гонку допустимо потерять 2-3% массы тела. Набор дополнительного веса за гонку — тоже не лучший показатель.

Теперь это наглядно:

Рекомендации по потреблению жидкости на гонке можно разделить на три способа:

  1. Пить в соответствии с чувством жажды.
  2. Замерить скорость потоотделения и восполнять 60-80% потерянной жидкости.
  3. Пить каждые 15-20 минут по 100-250 мл воды или изотоника (учитываем углеводы).

Как измерить скорость потоотделения

Шаг 1 - сколько вы выпили за тренировку?

Потребление жидкости (ПЖ) = вес бутылок до тренировки − вес бутылок после тренировки

Шаг 2 - сколько вы потеряли веса? Взвешиваемся в белье

Потеря веса (ПВ) = вес до тренировки − вес после тренировки

Шаг 3 - измеряем скорость потоотделения

Скорость потоотделения (СП) = ((ПВ+ПЖ)/длительность тренировки в минутах)*60

Исходя из СП можно понять сколько требуется пить в единицу времени на гонке.

Электролиты: натрий

До гонки:

  • Задерживает воду

Во время гонки

  • Предотвращает судороги (минимальные или нет доказательств)
  • Улучшает результат (минимальные или нет доказательств)
  • Помогает усвоению жидкости (минимальный эффект)
  • Поддерживает уровень натрия в крови (только в экстремальных условиях)

После гонки

  • Способствует восполнению жидкости (только если нет приема пищи)
  • Восстанавливает уровень натрия в крови (только в экстремальных условиях)

Важно! Содержание натрия в крови намного больше содержания натрия в поте. Во время гонки при потере большого количества жидкости, возможно развитие не гипонатриемии, а гипернатриемии. Поэтому потреблять таблетки с натрием бессмысленно, а может быть и опасно.

Восполнять натрий нужно, если соревнование длится более 5 часов, вы восполняете более 70% потерянного веса и теряете более 1 гр натрия на 1 литр пота. В среднем спортсмены теряют натрия меньше.

Главная профилактика гипонатриемии на гонке — не уходить в чрезмерное потребление жидкости, вплоть до увеличения массы тела.

Основные ошибки в питании

Не иметь плана на гонку

• Убедитесь, что у вас есть план питания и питья на углеводную загрузку и гонку

Придерживаться плана во что бы то ни стало

• Будь готов отклониться от плана, если организм подает необычные сигналы

Пробовать что-то новое

• Обязательно пробуйте всё на тренировках или тренировочных стартах