Углеводная загрузка и питание на гонке
Обещал вести конспекты с обучения в Trisystem «Цикл онлайн-лекций по спортивной науке и нутрициологии для любителей триатлона, велоспорта и бега». И сегодня хочу поделиться с вами выжимкой из первой лекции Углеводная загрузка и питание на гонке.
Дисклеймер! Все авторские права на изображения и другую информацию являются собственностью Trisystem. Здесь они представлены в образовательных целях.
- Как питаться за неделю, за день и в день гонки.
- Как избежать дегидратации.
- Сколько принимать электролитов и надо ли вообще.
Основные проблемы, связанные с питанием в гонках на выносливость
Про гликоген и его уровень в организме
Запасы углеводов в организме в виде гликогена: в печени до 160 г и в мышцах от 300 до 700 г. Уровень зависит от тренированности и питания.
Соотношение доли липидов и углеводов в энергообеспечении работы. Пример реального спортсмена:
Важно понимать, что расход углеводов может быть выше чем их потребление во время гонки. Так как усвоение лимитировано и обычно упирается в 200 г в час.
Количеством гликогена можно управлять. Это хорошо показывают исследования его уровня:
У женщин чаще наблюдается меньшая способность усваивать углеводы из питания на гонке. У мужчин такое тоже бывает, но реже.
Углеводная загрузка или питание в последнюю неделю
- на 20% снижается чувство усталости;
- на 2-3% улучшается результат. Например, если ожидаемое время марафона 4 часа, то это даст эффект со снижением ожидаемого времени до 3 ч 55 минут. Если ожидаемое время — 3 часа, то эффект — 2 ч 56 минут.
Как проводить углеводную загрузку?
Существуют разные модели. Обычно выделяют классическую и современную:
Классическая модель: почти полное исключение углеводов из питания в первые 3 дня, затем потребление большого количества углеводов с пищей за 3 дня до старта. При этом тренировки сводятся к минимуму. Самая эффективная модель по количеству гликогена в научных исследованиях, но не на практике. Почему так? В ней есть много минусов:
- чрезвычайно истощающие тренировки за неделю до старта для опустошения депо гликогена;
- отсутствие тренировок или минимальный объем на неделе старта. Это негативно сказывается на результате;
- огромный дополнительный стресс для организма из-за отсутствия углеводов в питании. При этом в последние три дня можно переедать, что тоже негативно скажется на выступлении.
Поэтому тренеры начали адаптировать эту модель. В итоге появилась современная модель, которая позволяет повысить уровень гликогена и избежать минусов классической модели. Можно сказать, что это оптимизация углеводной загрузки:
- прием углеводов максимален в два последних дня, но они не исключаются в предыдущие дни;
- тренировки остаются, но объем снижает на 40-50% при поддержании интенсивности;
- количество углеводов в пище подстраивается под интенсивность тренировки.
Важно! Углеводная загрузка это не обжиралово с резким увеличением порции в целом. Вот так делать е надо:
Увеличиваем количество углеводов, но возможно даже снижаем количество клетчатки, белка и жиров.
Углеводная загрузка за 1-2 дня до старта
То есть именно углеводы должны составлять около 80% от всей калорийности рациона. Углеводную загрузку как и все другое лучше опробовать на тренировках.
На практике бывает, что любители мало едят в жизни углеводов. Поэтому им бывает сложно выйти на целевой диапазон по потреблению.
Важно! Что если в привычной жизни человек есть 2 г/кг/день углеводов, то повышение даже до уровня 4 г/кг/день углеводов, то это уже будет углеводной загрузкой. Не обязательно целится в максимум.
Сколько длится эффект углеводной загрузки? При отсутствии длительных или интенсивных тренировок эффект сохраняется от 3 до 5 дней. То есть если старт в воскресенье, то можно загрузиться в четверг-пятницу, а в субботу питаться как обычно.
После углеводной загрузки вес должен вырасти на 1-2 кг. Это связано с тем, что 1 г углеводов задерживает 2,7 г воды. Это не страшно. Это физиология.
Резюме
- Углеводная загрузка имеет смысл при длительности соревнований более 90 минут. Если гонка менее 90 минут, то питайтесь, как обычно или немного увеличьте потребление углеводов
- Важна умеренность. Повышайте потребление углеводов за несколько дней до старта и снижайте тренировочную нагрузку.
- Не переедайте. Углеводная загрузка не значит переедание.
- Ешьте привычную пищу, не экспериментируйте.
- Спланируйте углеводную загрузку и опробуйте на тренировках.
Питание в день гонки
- приоритет — углеводы. По возомжности привычные. То есть если вы привычно едите овсянку, то просто надо будет съесть увеличенную порцию;
- в завтраке не должно быть много клетчатки, так как она замедляет всасывание углеводов;
- белки, жиры, молочные продукты — все это вторично.
Питание за 2-4 часа до старта (не все сразу):
- медленные углеводы;
- немного протеинов, например, одно яйцо;
- немного быстрых углеводов;
- 500-1000 мл жидкости.
Рекомендуемый объем углеводов в зависимости от того, сколько времени осталось до старта:
- 1 час до старта - не рекомендуется. Но если приходится, то 1 г/кг углеводов;
- 2 часа до старта - 2 г/кг углеводов;
- 3 часа до старта - 3 г/кг углеводов;
- 4 часа до старта - 4 г/кг углеводов.
Важно! Это не ступенчатое наедание 3 часа подряд, а вы едите 1 раз, определяя количество углеводов в зависимости от времени до старта гонки.
Прием углеводов можно разбить. Например, поесть за 4 часа, а затем за 2 часа. Тут придется принять факт, что оптимальный алгоритм вы найдете путем проб и ошибок. Поэтому пробуйте на тренировках, а не перед ответственным стартом.
Есть меньше чем за час до гонки не рекомендуется, особенно перед короткими стартами. Это связано с тем, что уровень глюкозы может на короткое время снизится ниже обычного уровня. В итоге: повышение уровня субъективной нагрузки.
- ограничить потребление белков, жиров, клетчатки, фруктозы и молочных продуктов;
- не пробовать ничего нового;
- избегать обезболивающих и противовоспалительных препаратов: аспирин, ибупрофен и т.д.;
- потреблять достаточное количество жидкости;
- только в крайних случаях использовать смекту, полисорб, энтеросгель и другие аналогичные средства.
Резюме
- За 2 дня до гонки повышайте потребление углеводов до 6-10 гр/кг в сутки;
- На завтрак перед гонкой съешьте 100-200 гр углеводов;
- За 10 минут до старта съешьте гель;
- Не забывайте пить воду. Не пейте ее по возможности за час до старта, чтобы успеть сходить в туалет;
- Не пробуйте ничего нового - практикуйте!
- Найдете то, что подходит вам.
Питание на гонке
Чем больше углеводов мы потребляем на гонке, тем лучшего их эффекта на результат мы можем ожидать:
Когда и сколько употреблять углеводов?
Схема из шикарной Mysportscienceacademy.com (рекомендую всем, кто интересуется спортивной нутрициологией):
Не все углеводы одинаковые. Базово их можно разделить на две группы: простые и сложные.
Максимальная скорость усвоения одного типа углеводов — около 60 г в час, т.е. 1 г в минуту. Этот лимит связан с ограниченным числом белков-транспортеров в кишечнике, которые переносят углеводы в кровь. У глюкозы и фруктозы разные транспортеры, поэтому в гелях часто они идут в сочетании друг с другом, позволяя повысить общее число усваиваемых углеводов за единицу времени
Порог усвоения у всех разный. Но видимо максимальное адекватное значение потребления — 120 г в час. Кто-то может есть больше, но это не будет приводить к эффекту, так как видимо процент усвоения снижается. Для большинства людей адекватный лимит — 90 г углеводов в час.
Для оптимального потребления углеводов гели предпочтительнее батончиков. Последними можно разбавлять, но лучше сфокусироваться на гелях.
Если вы никогда не ели углеводы, не стоит сразу стараться попасть в максимум. Это надо тренировать и пробовать на тренировках.
Вода и электролиты (изотоники)
- на гонках до 5-ти часов можно пить или когда почувствуешь жажду, или по графику;
- на гонках более 5-ти часов, особенно в жаркую погоду, предпочтительнее пить до того, как появится чувство жажды.
За гонку допустимо потерять 2-3% массы тела. Набор дополнительного веса за гонку — тоже не лучший показатель.
Рекомендации по потреблению жидкости на гонке можно разделить на три способа:
- Пить в соответствии с чувством жажды.
- Замерить скорость потоотделения и восполнять 60-80% потерянной жидкости.
- Пить каждые 15-20 минут по 100-250 мл воды или изотоника (учитываем углеводы).
Как измерить скорость потоотделения
Шаг 1 - сколько вы выпили за тренировку?
Потребление жидкости (ПЖ) = вес бутылок до тренировки − вес бутылок после тренировки
Шаг 2 - сколько вы потеряли веса? Взвешиваемся в белье
Потеря веса (ПВ) = вес до тренировки − вес после тренировки
Шаг 3 - измеряем скорость потоотделения
Скорость потоотделения (СП) = ((ПВ+ПЖ)/длительность тренировки в минутах)*60
Исходя из СП можно понять сколько требуется пить в единицу времени на гонке.
Электролиты: натрий
- Предотвращает судороги (минимальные или нет доказательств)
- Улучшает результат (минимальные или нет доказательств)
- Помогает усвоению жидкости (минимальный эффект)
- Поддерживает уровень натрия в крови (только в экстремальных условиях)
- Способствует восполнению жидкости (только если нет приема пищи)
- Восстанавливает уровень натрия в крови (только в экстремальных условиях)
Важно! Содержание натрия в крови намного больше содержания натрия в поте. Во время гонки при потере большого количества жидкости, возможно развитие не гипонатриемии, а гипернатриемии. Поэтому потреблять таблетки с натрием бессмысленно, а может быть и опасно.
Восполнять натрий нужно, если соревнование длится более 5 часов, вы восполняете более 70% потерянного веса и теряете более 1 гр натрия на 1 литр пота. В среднем спортсмены теряют натрия меньше.
Главная профилактика гипонатриемии на гонке — не уходить в чрезмерное потребление жидкости, вплоть до увеличения массы тела.
Основные ошибки в питании
• Убедитесь, что у вас есть план питания и питья на углеводную загрузку и гонку
Придерживаться плана во что бы то ни стало
• Будь готов отклониться от плана, если организм подает необычные сигналы
• Обязательно пробуйте всё на тренировках или тренировочных стартах