January 21, 2023

The Minimalist Entrepreneur: How Great Founders Do More with Less от Sahil Lavingia

Хороших книг о предпринимательстве не так много. Обычно в магазинах можно найти издания о том, как построить очередного единорога, привлечь побольше инвестиций и арендовать офис в Силиконовой долине. Но будем честны, этот путь далеко не для всех. Да и не факт что он правильный. Поэтому книга Сахила кажется сокровищем — это адекватный взгляд на то, как можно построить работающий бизнес. Именно работающий, а не с миллиардной оценкой на IPO.

Как говорит автор, предприниматель-минималист, не имеющий успешного, устойчивого бизнеса, хочет только одного (этого!).

Ключевые идеи

Сахил предлагает сконцентрировать свои усилия на том, чтобы сделать бизнес успешным. Какие мысли показались мне интересными и важными:

  1. Начинайте бизнес сразу и учитесь делать его в процессе. Не откладывайте старт своего дела до того момента, как будете знать всё. Такой момент всё равно не наступит.
  2. Думайте о прибыли и том как её растить с первого дня. Не мечтайте об инвестициях и создании нового единорога.
  3. Идея бизнеса должна вам нравится. Работайте над тем, что вы будете любить еще много лет.
  4. Найдите сообщество с людьми, которым интересна решаемая проблема, и станьте частью этого сообщества. Будьте полезным и выстраивайте отношения, создавайте контент, а не пассивно потребляйте его.
  5. Любой бизнес начинается с проверки гипотезы. Когда вы проверяете гипотезу, не задавайте наводящих вопросов - вопросов, которые наводят людей на ответ, который вы хотите услышать. Прочтите книгу «Спроси маму».
  6. Первая итерация продукта должна быть простой — создайте её за 2-3 дня и идите продавать людям. Это должны быть активные продажи, а не настроенная реклама в Фейсбуке.
  7. Не думайте о сложных решениях. Многие вещи сначала можно делать вручную. А уже потом автоматизировать их.
  8. Если клиент вам отказывает — подумайте о том какой вывод из этого можно сделать? Как улучшить продукт? Как сделать его лучше?
  9. Сделайте свой продукт платным с самого начала. Не работайте за бесплатно.
  10. «Ручные продажи» будут составлять 99% вашего роста на начальном этапе. Платный маркетинг, SEO, контент-маркетинг оставьте на потом. Прежде чем заниматься маркетингом, вам нужно продать продукт первым ста клиентам. Почему? Потому что продажи — это процесс, на котором вы строите маркетинг. И процесс надо построить.
  11. Начните с продаж своей семье и друзьям, затем перейдите к своим сообществам и, наконец, если это вообще возможно, к совершенно незнакомым людям. Чем дальше от вас человек, тем труднее его убедить.
  12. После того как вы получили первых 100 клиентов попробуйте все платформы для продвижения своего бизнеса (IG, YT, Вконтакте, Pintrest, Reddit, Twitter) и выясните, какая из них работает лучше всего. Не оставляйте их всех. Лучше сфокусируйтесь на самой эффективной.
  13. Обучайте, вдохновляйте и развлекайте. Как и ваш продукт, материалы, которым вы делитесь в социальных сетях, хорош только тем, что позволяет людям получить опыт. Они хотят сбросить вес, смеяться, развлекаться, становиться умнее, проводить время с близкими, вовремя возвращаться домой, нормально спать, есть вкусную еду, быть счастливыми. Помогите им в этом.
  14. Когда бизнес терпит крах, маловероятно, что причиной этого является сумма непредвиденных неудач. Вместо этого, как правило, это одна или несколько ошибок: перерасход средств на технику и офисные помещения, слишком быстрый наем персонала, борьба со-учредителей.
  15. Совет предпринимателю-минималисту: «нанимайте» программы вместо людей, не обзаводитесь офисом, не переезжайте в Кремниевую долину, отдайте все что можно на аутсорсинг.
  16. Прежде чем вы будете готовы нанять кого-либо, вам сначала нужно создать компанию, в которой люди захотят работать.
  17. Каждый человек, которого вы нанимаете, делает матрицу взаимодействий в вашей организации более сложной.
  18. Ценности — это устная традиция. Они рассказывают сотрудникам историю о том, как вести себя в повседневных и экстремальных ситуациях. И они являются более эффективными носителями информации, чем руководства и справочники, подсовываемые во время онбординга сотрудника. Это потому, что хорошие ценности остаются в мозгу; они эффективны и запоминаются.
  19. Создать успешный бизнес с первого раза не получится. Просто повторяй попытки и учись.
  20. Предприниматель-минималист, не имеющий успешного, устойчивого бизнеса, хочет только одного (этого!). Кажется,

Кайф? Кайф. Кажется это одна из лучших книг о том, как строить бизнес, приносящий прибыль. Советую книгу всем, кто думает о том чтобы стать предпринимателем или уже создаёт свой бизнес.

Однозначно 5 из 5 и заслуженное место на книжной полке.